Доклад "О результатах и основных направлениях деятельности Министерства труда и социального развития Республики Хакасия за 2011 год и период до 2015 года"

Введение

Настоящий Доклад подготовлен в соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 11.09.2007 № 283 «О совершенствовании бюджетного процесса в Республике Хакасия» (с последующими изменениями) и учитывает следующие нормативные акты:

1. Закон Республики Хакасия от 20.12.2011 года № 126-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»;

2. Закон Республики Хакасия от 23.12.2010 № 132-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2011 год»;

3. Закон Республики Хакасия от 29.12.2011 года № 143-ЗРХ «Об утверждении Программы «Социально-экономическое развитие Республики Хакасия на 2011-2016 годы»;

4. Постановление Правительства Республики Хакасия от 24.08.2010 № 423 «О составлении прогноза социально-экономического развития Республики Хакасия на очередной финансовый год и плановый период, проектов республиканского бюджета Республики Хакасия и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия на очередной финансовый год»;

5. Указ Президента РФ от 28.06.2007 № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Министерство труда и социального развития Республики Хакасия является органом исполнительной власти Республики Хакасия, осуществляющим государственную политику и управление в сфере социальной защиты населения, условий и охраны труда и социальных гарантий, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально - экономического развития по отрасли, формирования республиканских целевых программ, осуществления закупок товаров и услуг для нужд министерства.

В Республике Хакасия функционирует единая государственная система органов и учреждений социальной защиты населения, включающая помимо аппарата Министерства труда и социального развития Республики Хакасия 13 территориальных управлений социальной поддержки населения, 11 государственных учреждений социального обслуживания населения, в том числе 2 автономных, 2 казенных и 7 бюджетных, 1 унитарное предприятие (ГУП РХ «Хакасское протезно-ортопедическое предприятие»), а также социальные службы «Социальное такси» и «Единый социальный телефон».

К основным полномочиям министерства относятся:

1. Разработка потребительской корзины с учетом природно-климатических условий.

2. Расчет величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Республики Хакасия.

3. Подготовка примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений и территориальных органов управления, подведомственных Министерству труда и социального развития Республики Хакасия.

4. Экспертиза и уведомительная регистрация коллективных договоров, региональных отраслевых соглашений, территориальных трехсторонних соглашений

5. Координация деятельности Правительства Республики Хакасия в составе Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

6. Содействие в урегулировании коллективных трудовых споров.

7. Обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения положений Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".

8. Государственное управление охраной труда.

9. Разработка республиканских и ведомственных целевых программ и контроль за их выполнением, а также оценка их результативности.

10. Государственная экспертиза условий труда.

11. Контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в области охраны труда, а также использования предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

12. Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, жертв политических репрессий, малоимущих граждан, оплата проезда на общественном транспорте, предоставление иных социальных пособий и выплат.

13. Организация работы по предоставлению социальных услуг отдельным категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации, нуждающимся в социальной реабилитации.

14. Организация работы по обеспечению жильем отдельных категорий граждан (инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, инвалиды, в том числе семьи с детьми-инвалидами).

15. Определение порядка оформления и выдачи сертификатов, а также расчет размера социальной выплаты для приобретения жилья и оформление бланков сертификатов на имя граждан следующим категориям участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

16. Контроль качества всех видов социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями социального обслуживания (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-экономических, социально-правовых).

17. Содействие общественным объединениям инвалидов.

18. Организация и контроль деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными, ограниченно дееспособными, совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся под попечительством в форме патронажа.

19. Мероприятия по обеспечению мер социальной поддержки в сфере организации отдыха и оздоровления детей в Республике Хакасия.

20. Организация работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.

21. Реализация мероприятий, направленных на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций.

22. Ведение реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки.

С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности министерство имеет право:

- проводить конференции, совещания, семинары, встречи и другие мероприятия по вопросам, входящим в его компетенцию;

- запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решения по отнесенным к компетенции министерства вопросам;

- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов;

- создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

- анализировать, проверять и согласовывать суммы вреда, причиненного социальным учреждениям в результате вероятной аварии гидротехнического сооружения, представленные его владельцем;

- осуществлять другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия.

Настоящий доклад представлен Министерством труда и социального развития Республики Хакасия как Главным распорядителем бюджетных средств и отражает результаты работы за 2011 год и основные направления деятельности на 2012-2014 годы.
 

1. Цели, задачи и показатели деятельности

Стратегическими целями деятельности Министерства труда и социального развития Республики Хакасия как главного распорядителя бюджетных средств являются:

1. Повышение уровня и качества жизни населения.

2. Формирование условий для социально-экономического роста на долгосрочную перспективу.

 Основными потребителями государственных социальных услуг являются граждане пожилого возраста, инвалиды, жертвы политических репрессий, дети – инвалиды, дети-сироты, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, многодетные и малообеспеченные семьи, работающие граждане.

 

Цель № 1. Повышение уровня и качества жизни населения

Достижение стратегической цели предполагает решение следующих целей:

1.1. Повышение материального уровня жизни населения.

1.3. Повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения и их развитие.

1.4. Обеспечение продуктивной занятости и достойных условий труда.

 

Задача 1.1. Повышение материального уровня жизни населения

В соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в данной сфере эти задачи решаются посредством:

 

1.1.1. Увеличения реальных доходов населения

Денежные доходы населения Республики Хакасия в 2011 году сложились в сумме 88830,0 млн. рублей и выросли по сравнению с 2010 годом на 8,9%.

Реальная заработная плата (с учетом индекса потребительских цен) в 2011 году составила 103,4% к уровню 2010 года. Средняя номинальная заработная плата в 2011 году обеспечивала 3,2 прожиточного минимума трудоспособного населения.

Министерством уделялось большое внимание социальной поддержке малообеспеченных граждан. По состоянию на 1 января 2012 года численность пожилых граждан в Республике Хакасия составила 114,3 тыс.чел. что составляет 21,4 % от населения Республики Хакасия. Законом Республики Хакасия от 1 октября 2010 года № 82-ЗРХ установлена величина прожиточного минимума пенсионера в Республике Хакасия на 2011 год в размере 4775,0 рублей (2010 год – 4458,0 рублей). В 2011 году получателями федеральной социальной доплаты к пенсии в республике являлись 19620 человек (2010 год – 14599 человек). Средний размер доплаты – 805,22 рублей (2010 год – 793,0 рубля).

Средний размер пенсии (общий), включая государственные и трудовые пенсии, на 01.01.2012 года составляет 8149,57 рублей (увеличился за 2011 год (к среднему размеру на 01.01.2011 года) на 662,67 рублей), в том числе: средний размер трудовых пенсий составил 8483,07 рублей, их них по старости – 8695,06 рублей, по инвалидности – 6105,24 рублей, по случаю потери кормильца – 5893,35 рублей. Соотношение среднего размера назначенной пенсии с величиной прожиточного минимума в целом по Республике Хакасия в 2011 году составило 170,67%.

Меры социальной поддержки, предоставляемые министерством, также способствуют увеличению реальных доходов населения. Средний размер выплаты по предоставленным мерам социальной поддержки ветеранов труда составили около 6,0 тыс.рублей в год, реабилитированных лиц – 9,1 тыс. рублей, федеральных льготников – 5,6 тыс.рублей.

 

1.1.2. Сокращения уровня бедности

В 2011 году средний уровень прожиточного минимума в республике составлял 6040 рублей, что на 647 рублей или 12% выше прожиточного уровня 2010 года. Среднемесячная заработная плата за 2011 год в целом по республике увеличилась на 12,7% и составила 20739,8 (2010 - 18379) рублей. Средняя заработная плата работников бюджетной сферы за 2011 год составила 12354 рубля. Более 71 тыс. жителей республики работают в бюджетных организациях здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры и государственного управления. Именно в этом секторе экономики работают низкооплачиваемые категории работников. В течение 2009-2011 гг. в республике проведена работа по переходу государственных и муниципальных учреждений на новые (отраслевые) системы оплаты труда. В соответствии с Законом Республики Хакасия «Об оплате труда работников республиканских государственных учреждений» № 65-ЗРХ от 12 ноября 2008 года утверждены Примерные положения по оплате труда работников республиканских государственных учреждений, методические рекомендации для муниципальных учреждений по разработке и утверждению положений по оплате труда. В 2011 году все организации бюджетной сферы республики переведены на условия оплаты труда, отличные от Единой тарифной сетки, что в целом позволило увеличить заработную плату работников в среднем на 16%.

Сегодня перед органами власти стоит задача, направленная на поэтапное приближение минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму трудоспособного населения и сближение среднего размера оплаты труда бюджетников с размерами заработной платы, сложившимися во внебюджетной сфере.

На основе нуждаемости в республике выплачивается государственное ежемесячное пособие на ребенка и предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В Республике Хакасия базовый размер государственного ежемесячного пособия на ребенка с учетом районного коэффициента в 2011 году составил 214,83 рублей. В 2011 году пособия выплачены 22700 получателям на 34500 детей на общую сумму 134,5 млн. рублей.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 2011 году получили 9,3 тыс. малообеспеченных семей республики (2010 год – 12,3 тыс.рублей). Общая сумма выплаченных населению субсидий составила 93,5 млн.рублей. Удельный вес семей, получающих субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в общем количестве семей по состоянию на 01.01.20112 года составил 5,0 % (2011 год – 6,3%). Снижение удельного веса объясняется ростом доходов населения.

 Средний размер субсидии составил:

- на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на семью – 826 руб. в месяц (2010 г.- 628 рублей, увеличение – 31,5 %);

- на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома – 3,8 тыс.руб. на семью (предоставляется однократно).

В последние годы в республике снижается численность населения, имеющих доходы ниже уровня прожиточного минимума.

С целью снижения уровня бедности и повышения благосостояния населения республики Правительством Республики Хакасия принимаются различные долгосрочные целевые программы. Так, в 2011 году министерством реализовано 7 долгосрочных республиканских и 2 ведомственных целевых программ, общий объем финансирования которых составил 190,4 млн. рублей.

Конечным результатом реализации мероприятий долгосрочных целевых программ должно стать существенное сокращение бедности, снижение дифференциации в денежных доходах населения.

 

1.1.9. Обеспечение прав работающих граждан на своевременную и полную оплату труда

Под постоянным контролем в течение года находились вопросы своевременности выплаты заработной платы в организациях республики всех форм собственности. Министерством в рамках деятельности республиканской трехсторонней комиссии осуществлялся ежедневный мониторинг задолженности, с организациями-должниками проводилась системная работа.

Несмотря на это, в отдельных организациях республики имеет место несвоевременная выплата заработной платы. На 01.01.2012 года, по сведениям Хакасстата, задолженность по заработной плате составляла 9,7 млн. рублей в отношении 559 работников 4 организаций республики, 3 из которых - банкроты.

Обеспечение прав работающих граждан на своевременную и полую оплату труда предполагается осуществлять посредством координации деятельности органов государственной власти, в том числе осуществляющих надзор в сфере трудового законодательства, профсоюзов и объединений работодателей.

В 2012 году работа по обеспечению прав работающих на своевременную оплату труда всех субъектов социального партнерства и контрольно - надзорных органов будет продолжена.

 

Задача 1.3. Повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения и их развитие

В соответствии с актуальными проблемами, приоритетными направлениями государственной политики в данной сфере эта задача решается путем:

 

1.3.1. Обеспечения потребностей в социальном обслуживании и социальной поддержке, в том числе посредством реализации целей и задач в рамках долгосрочных республиканских и ведомственных целевых программ
 

Основным направлением деятельности Министерства труда и социального развития Республики Хакасия является организация работы по предоставлению мер социальной поддержки гражданам в соответствии с действующим законодательством.

В Республике Хакасия на 1 января 2012 года проживали 143464 пенсионера, из них 45359 человек (2011г.-46992) - федеральные льготники и 59804 человека (2010г.- 58683) - региональные льготники из числа ветеранов труда, реабилитированных, не являющиеся одновременно федеральными льготниками.

За 2011 год на меры социальной поддержки региональным льготникам (ветеранам труда и труженикам тыла, реабилитированным лицам, многодетным семьям) было направлено 480,4 млн.рублей (2010 год – 422,0 млн.рублей), что на 13 % больше, чем в 2010 году.

В республике в полном объеме сохранены меры социальной поддержки для ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных граждан, многодетных семей, предусмотренные в действующем законодательстве. Меры социальной поддержки гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг, обеспечению топливом, за пользование телефоном предоставляются в форме компенсационных выплат, по лекарственному обеспечению, зубопротезированию, проезду на транспорте - в натуральном выражении.

В 2011 году продолжалась работа по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий. За 2011 год жилищные условия улучшили 228 ветеранов. Расходы федерального бюджета составили 196 млн. руб., 34 человека из числа инвалидов и участников войны получили региональную субсидию на общую сумму 5,0 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2011 г. нуждающимися в улучшении жилищных условий признаны 60 человек. Республика вошла в число регионов, в которых уровень обеспечения жильем ветеранов составил более 90 %. Все ветераны, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий на 1 июля 2011 г., в республике обеспечены жильем.

В целях улучшения положения граждан старшего возраста и инвалидов в 2011 году были разработаны и приняты долгосрочные республиканские целевые программы «Старшее поколение на 2011-2013 годы» и «Доступная среда для инвалидов Республики Хакасия на 2011-2013 годы».

Долгосрочная республиканская целевая программа «Старшее поколение на 2011-2013 годы» разработана с целью формирования организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества. Основные задачи программы:

–совершенствование нормативной правовой базы в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста;

– улучшение качества жизни пожилого населения республики;

– развитие ветеранского движения в республике;

– повышение профессионального уровня работников социальных служб.

В 2011 году все запланированные мероприятия реализованы:

–количество граждан, получивших содействие в ремонте жилья: за 2011 год помощь получили 723 семьи (план – 300). Превышение данного показателя к плановому значению связано с тем, что при принятии решения об объемах средств на оказание каждому претенденту материальной помощи, комиссии в городах и районах исходили из потребности выполнения работ с учетом выделенных из республиканского бюджета средств. При этом материальная помощь оказывалась в размере, ниже максимально допустимого (50 тыс. рублей);

– количество граждан пожилого возраста, получивших содействие в установке индивидуальных приборов учета потребления водоснабжения: за 2011 год помощь получили 174 малообеспеченных пенсионера на общую сумму 0,4 млн.рублей. Материальная помощь оказана всем малоимущим пенсионерам, обратившимся в органы социальной поддержки с заявлением;

– количество пенсионеров, не являющихся федеральными или региональными льготниками, воспользовавшихся правом льготного проезда на транспорте общего пользования. На эти цели за 2011 год направлено 7,5 млн. рублей при плановом показателе 12000 пенсионеров за 2011 год правом воспользовались 13259 человек.

В 2011 году в целях повышения эффективности работы общественных организаций были выделены субсидии в размере 511 тыс. рублей из республиканского бюджета на осуществление уставной деятельности республиканскому Совету ветеранов, обществу «Мемориал», республиканскому Совету старейшин.

В целях организации работы по повышению качества социального обслуживания и повышения квалификации работников учреждений социального обслуживания населения проведен конкурс на звание «Лучший работник учреждения социального обслуживания».

Общий объем финансирования мероприятий программы составил 25,6 млн.рублей, что составляет 96,3 % от плановых назначений. Все значения плановых показателей программы достигнуты.

В рамках ДРЦП «Доступная среда для инвалидов в Республике Хакасия (2011-2013 годы)» в целях формирования условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения выполнены следующие мероприятия: произведен монтаж пандуса в Центре социального обслуживания г.Черногорск, расширены дверные проемы в Управлении социальной поддержки населения МО г. Черногорск, оказана финансовая поддержка уставной деятельности республиканских общественных организаций инвалидов, а также проведения мероприятий данных организаций, проведены физкультурно-оздоровительные и социокультурные мероприятия. На эти цели за счет средств республиканского бюджета направлено 1,3 млн.рублей. Показатели результативности исполнены на 100%.

В Республике Хакасия проводится целенаправленная работа по улучшению социально-экономического положения многодетных семей и семей с детьми.

 По состоянию на 01.01.2012 г. в Республике Хакасия проживают 5547 многодетных семей, в них - 18629 детей (2010 год соответственно 4893 семьи, в них 16485 детей). На реализацию мер социальной поддержки многодетных семей в 2011 г. было направлено 35,5 млн. рублей (2010 год – 27,7 млн.рублей).

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации Д.А. Медведева и Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия В.М.Зимина в 2011 году особое внимание уделялось улучшению положения многодетных семей, предоставлению дополнительных мер социальной поддержки многодетным семьям. В республике принят Закон Республики Хакасия от 08.07.2011 г. №64-ЗРХ «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия», в соответствии с которым предусмотрены следующие дополнительные меры социальной поддержки многодетных семей:

- предоставление республиканского материнского (семейного) капитала в размере 100,0 тыс. рублей, право на который имеют граждане при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей по истечении 3-х лет со дня рождения, начиная с 1 января 2012 года;

- бесплатное предоставление транспортного средства – пассажирского микроавтобуса многодетным семьям, воспитывающим 7 и более несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой и приемных, проживающих в этих семьях более 3-х лет). В 2011г. на эти цели профинансировано 3,8 млн. руб., выдано 3 автобуса многодетным семьям из г. Абакана, Усть-Абаканского и Аскизского районов.

В соответствии с Законом Республики Хакасия 138-ЗРХ от 29.12.2011 года «О внесении изменений в статью 2 Закона Республики Хакасия «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия» с 1 января 2012 года расширены меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг для многодетных семей. Семьям, имеющим в своем составе 3 и более детей, сохраняется льгота в размере 30 процентов, семьям, имеющим в своем составе 5-6 детей, положена льгота в размере 50 процентов и 100 процентов – семьям, имеющим в своем составе 7 и более детей;

-увеличивается ежегодная денежная выплата многодетным малообеспеченным семьям на одного ребенка для подготовки к началу учебного года с 1,0 тыс. рублей до 2,0 тыс. рублей;

- одному из родителей многодетной семьи, имеющей в своем составе семь и более детей, не работающему и осуществляющему уход за своими детьми в возрасте от 1,5 до 7 лет, не посещающими дошкольные образовательные учреждения, будет предоставляться ежемесячная компенсационная выплата в размере 4611 рублей (за исключением приемных и опекунских семей).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы» Министерством осуществляется работа по предоставлению социальных выплат для приобретения жилья в форме жилищных сертификатов следующим категориям граждан:

- лицам, пострадавшим от воздействия радиации в результате радиационных аварий и катастроф (в 2011 году выдано 4 сертификата на общую сумму 6,6 млн.рублей);

- гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (выдано 3 сертификата на общую сумму 3,3 млн.рублей);

- гражданам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами (выдано 2 сертификата на общую сумму 2,4 млн.рублей).

Средства для обеспечения граждан – участников данной подпрограммы выделяются из федерального бюджета в недостаточном объеме, несмотря на неоднократные обращения министерства об увеличение средств на эти цели. Выделяемые средства используются в полном объеме по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством.

Наряду с мерами социальной поддержки населения все большее значение приобретает социальное обслуживание.

В четырех стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов на 01.01.2012 года проживают 1428 человек из числа ветеранов и инвалидов. Из них 791 человек (55,4% от общего числа проживающих в учреждениях) нуждается в постоянной посторонней помощи. 376 человек в течение 2011 года имели стойкую ремиссию без обострения основного заболевания. Все стационарные учреждения имеют подсобные хозяйства, трудовые мастерские, где проживающие осваивают навыки по уходу за животными, выращивают овощи, картофель, оказывают помощь в уборке помещений.

Главной задачей министерства по социальному обслуживанию населения является повышение качества предоставляемых услуг, создание более комфортных условий проживания. Это достигается через стандартизацию услуг, улучшение материально-технической базы учреждений (на ремонтные работы в 2011 г. было направлено 33,8 млн.руб., в том числе 2,7 млн. руб. – средства Пенсионного фонда Российской Федерации), внедрение современных реабилитационных технологий, организацию содержательного досуга. Проведенный мониторинг удовлетворенности качеством услуг в учреждениях показал, что 89,8 % опрошенных (из 1179 человек) качеством услуг удовлетворены. 5,9 % удовлетворены частично, не удовлетворены - 4,3%.

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 83-ФЗ проведена работа по изменению статуса государственных учреждений, осуществлен переход от сметного финансирования к субсидированию государственных автономных и бюджетных учреждений на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг.

Социальное обслуживание на дому в республике осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Хакасия. На 1 января 2012 года на надомном социальном обслуживании состояло 1557 (2010 год – 1544) клиентов социальной службы. Очередность для принятия на надомное социальное обслуживание отсутствует. Клиентам социальной службы предоставляется полный набор гарантированных социальных услуг бесплатно, на условиях частичной или полной оплаты. Дополнительные услуги предоставляются на условиях полной оплаты. Социальные услуги на дому предоставляются в соответствии со Стандартами качества социального обслуживания населения и ГоСТами, Административным регламентом. В социальном обслуживании на дому применяются новые технологии: предоставление социального обслуживания на дому в соответствии с нуждаемостью, повременный уход, бригадные методы работы, в том числе выездными бригадами, социальный патронаж, хосписное социальное обслуживание, супервизия, волонтерское движение и др.

В целях увеличения объема качественных услуг по реабилитации и социальной интеграции граждан старшего поколения республики осуществляется проведение реабилитации ветеранов, инвалидов, граждан пожилого возраста на базе Черногорского реабилитационно-оздоровительного центра для ветеранов, инвалидов и семей с детьми. За 2011 год в центре прошли оздоровление 1500 граждан пожилого возраста и детей, в том числе 55 ветеранов Великой Отечественной войны. Ежегодно в центре проводятся республиканские Спартакиады инвалидов, совещания и семинары ветеранского актива, актива республиканских правлений Всероссийских обществ инвалидов, слепых, глухих.

Обеспечение граждан протезно-ортопедическими изделиями производится Черногорским протезно-ортопедическим предприятием в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 877 «О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями». Для приближения услуги к получателю предприятием широко используются выезды бригад специалистов в города и районы республики, где на месте осуществляется прием заявок на изготовление протезно-ортопедических изделий, а затем производится доставка готового изделия потребителю. За 2011 год протезно-ортопедическая помощь предоставлена 2151 человеку, что на 347 человек больше, чем в 2010 году. Изготовлено и выдано нуждающимся 567 (2010 год – 431) протезов верхних и нижних конечностей, 289 протезов молочной железы, лечебно-бандажных изделий - 206, ортопедической обуви - 155 пар. Технические средства реабилитации выданы 915 инвалидам. Объем товарной продукции за 2011 год составил 17,9 млн.рублей (2010-13,2 млн. рублей).

В 2011 году ГУП РХ «Хакасское протезно-ортопедическое предприятие» были выделены средства из республиканского бюджета на увеличение уставного фонда в размере 2,5 млн.рублей. На выделенные средства был приобретен специализированный автомобиль «Мобильный центр здоровья». Данный автомобиль - это передвижная мастерская с комплектом оборудования для оказания протезно – ортопедической помощи инвалидам. Мобильность и высокая проходимость позволит обслуживать жителей отдаленных территорий Республики Хакасия. Также приобретено технологическое оборудование (комплект оборудования для вакумной установки, пылесос технический, тепловая завеса, станок сверлильный, станок комбинированный, швейные машины), которое позволит повысить качество изготовляемой продукции.

 

Большое внимание в республике уделяется укреплению системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье.

Учреждения социального обслуживания семьи и детей являются важнейшим инструментом реализации семейной политики, поддержки и укрепления семьи как основополагающего социального института и им отводится значительная роль в решении актуальных проблем семьи, материнства и детства. В 2011 году в республике в органах социальной поддержки населения функционировало 13 отделов социальной помощи семье и детям, а также 7 учреждений социального обслуживания семьи и детей: центр социальной помощи семье и детям, два социально - реабилитационных центра для несовершеннолетних, реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями, реабилитационно-оздоровительный центр для ветеранов, инвалидов и семей с детьми, социальная гостиница, интернатное учреждение для детей-инвалидов.

В качестве структурных подразделений в Управлении социальной поддержки населения МО г. Абакан функционирует республиканская служба психологической помощи «Единый социальный телефон» и отделение реабилитации детей-инвалидов, в Республиканском центре социальной помощи семье и детям в п. Майна – отделение реабилитации для детей с ограниченными возможностями и отделение профилактики безнадзорности детей, в Черногорском реабилитационно-оздоровительном центре для ветеранов, инвалидов и семей с детьми имени А.И.Лебедя – отделение реабилитации для детей-инвалидов и кризисное отделение для женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Органы социальной защиты населения осуществляют социальное обслуживание различных категорий семей с детьми: семей с детьми-инвалидами, семей одиноких матерей, семей, потерявших кормильца, семей, имеющих на попечении опекаемых детей, многодетных семей, семей с детьми погибших (умерших) военнослужащих в период военной службы, семей с родителями- инвалидами.

Деятельность учреждений социального обслуживания семьи, женщин и детей направлена на профилактику безнадзорности несовершеннолетних, социальную реабилитацию и интеграцию в общество детей-инвалидов, поддержку малообеспеченных, многодетных, неполных семей, оказание помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, их родителей или законных представителей через реализацию индивидуальных программ реабилитации и адаптации.

Численность граждан, получивших социальную помощь в 2011 году, составила 102,8 тыс. человек (в 2010 г.- 99,6 тыс.человек, в 2009 г.- 71,7 тыс.человек), в том числе 42,3 тыс. несовершеннолетних (42 % от всех обслуженных).

Всего обслужено 60,4 тыс. семей с детьми или 72,4 % от общего количества семей с детьми, проживающих в республике, в том числе 2,7 тыс. семей с детьми-инвалидами, 5,8 тыс. многодетных семей, 9,2 тыс. неполных семей, 34,6 тыс. малообес­печенных семей. Объем предоставленных социальных услуг составил 286,0 тыс. услуг (2010 год - 280,1 тыс. услуг).

В целях повышения эффективности деятель­ности органов и учреждений социального обслуживания семьи и детей необходимо развивать сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей, укрепить их мате­риально-техническую базу, ввести в штаты учреждений согласно рекомендуемым нормативам дополнительные штатные единицы социальных работников, педагогов, психологов, осуществлять финансирование учреждений в полном объеме согласно нормативам.

В результате решения указанных задач увеличится число и повысится качество социальных услуг, предоставляемых семьям и детям, сократится приток детей в учреждения интернатного типа за счет укрепления семейных форм жизнеустройства детей, выработается действенный механизм защиты прав и интересов детей.

 

Предупреждение семейного неблагополучия, профилактика социального сиротства, внедрение новых форм и технологий профилактики безнадзорности несовершеннолетних занимают особое место в работе министерства

Работа по профилактике детской безнадзорности строится на основе взаимодействия всех субъектов системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних.

В течение 2011 года всеми субъектами системы профилактики проведено 5123 рейда (2010 год – 4828 рейдов), выявлено 1164 безнадзорных несовершеннолетних, что на 99 человек меньше, чем в 2010 году.

 Сократилось число выявленных и поставленных на учет в органах социальной защиты семей с детьми, находящихся в социально опасном положении: на 01.01.2012 года на учете состоит 599 семей, в них 1169 детей (на 01.01.2011 г. – 683 семьи, в них детей – 1359). В течение года поставлена на учет 251 семья, находящаяся в социально опасном положении, в них 397 детей. Снято с учета 335 семей, из них в связи с улучшением положения – 147 семей. На социальном патронаже находятся 711 семей, в которых 1987 детей.

В течение 2011 года выявлено 42 семьи, в которых 45 детей подверглись жестокому обращению со стороны родителей. Все семьи поставлены на контроль в субъектах системы профилактики безнадзорности, осуществляется социальный патронаж. В течение 2011 года органами и учреждениями социальной защиты оказана социальная помощь 26525 семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. Для преодоления кризисной ситуации в семье дети направляются в социально-реабилитационные учреждения. Комплексный характер социального обслуживания, который могут обеспечить эти учреждения, позволяет разрабатывать и реализовывать реабилитационные программы, включающие в себя целый ряд услуг, необходимых конкретной семье для решения ее проблем.

В 2011 году в социально-реабилитационных учреждениях обслужено 680 несовершеннолетних. Удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в общем количестве детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в социальной реабилитации, увеличился с 54,8 % в 2010 году до 58,0 % в 2011 году.

Всего за 2011 год из социально-реабилитационных учреждений было выведено 588 детей, из них возвращены в семьи 61 %, направлены под опеку и в приемные семьи – 17 %, определены в образовательные учреждения для детей-сирот – 21,3%.

В целях осуществления ведомственного контроля и оказания практической помощи проведены проверки деятельности специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних в г.Черногорске, с. Кызлас. В этих учреждениях организована работа вновь открывшихся в 2011 году отделений социально-правовой помощи и патронажа семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении. В течение года реабилитационной работой охвачено 154 семьи.

На реализацию мероприятий подпрограммы «Профилактика семейного неблагополучия» республиканской целевой программы «Дети Хакасии на 2011-2013 годы» за счет средств республиканского бюджета направлено 1,1 млн. рублей, в том числе:

- повысили квалификацию 27 специалистов управлений и специализированных учреждений для несовершеннолетних (250,0 тыс. руб.);

- оказана адресная материальная помощь 24 женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации (120,0 тыс. руб.);

- организована работа по работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, молодыми гражданами из числа детей-сирот, проведено оснащение оборудованием социальной гостиницы (50,0 тыс. рублей);

- укреплена материально-техническая база и оснащены оборудованием учреждения социального обслуживания семьи и детей (420,0 тыс. рублей);

- организована работа кризисного центра для женщин на базе ГАУ РХ «Черногорский реабилитационно-оздоровительный центр для ветеранов, инвалидов и семей с детьми им.А.И. Лебедя», приобретены мебель и оборудование (70,0 тыс. рублей);

- проведено республиканское мероприятие, посвященное Дню матери (140,0 тыс. рублей).

В рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Профилактика правонарушений, обеспечение безопасности и общественного порядка в Республике Хакасия (2011 - 2013 годы)» выполнены следующие мероприятия:

1. Обеспечена работа республиканской службы психологической помощи «Единый социальный телефон». Необходимость оказания психологической помощи по телефону подтверждают данные статистики: если за 9 месяцев 2010 года поступило 4849 звонков, то в 2011 году – 13 109 звонков, в том числе удельный вес обращений детей и подростков соответственно составил 35 % и 68 %.

Увеличение числа обращений от детей и подростков связано с активной разъяснительной работой республиканской службы психологической помощи «Единый социальный телефон». В целях популяризации психологической помощи по телефону в Республике Хакасия регулярно проходят встречи детей со специалистами республиканской службы психологической помощи «Единый социальный телефон» в общеобразовательных учреждениях, летних оздоровительных лагерях, учреждениях социального обслуживания семьи и детей, детских домах-интернатах. Таким образом, услуги психологической помощи по телефону востребованы у населения Республики Хакасия, в первую очередь привлекают ее анонимность и экстренность. На деятельность службы из республиканского бюджета выделено 1500 тыс. рублей.

2. Создано отделение для работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, на базе ГБУ Республики Хакасия «Республиканский центр помощи семье и детям» в п. Майна. В рамках мероприятия приобретено медицинское, компьютерное, реабилитационно-оздоровительное оборудование, мебель. На эти цели профинансировано 340,0 тыс. рублей. В настоящее время специалисты отделения работают с 25 семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.

3. Обеспечена работа дополнительных специалистов (психологов, специалистов по социальной работе) в территориальных управлениях социальной поддержки населения муниципальных образований (г. Сорск, Бейский, Боградский, Орджоникидзевский, Таштыпский, Усть-Абаканский, Ширинский районы) с целью усиления работы по профилактике безнадзорности и жестокого обращения с детьми. На оплату труда специалистов профинансировано 1100,0 тыс. рублей.

Реализация мероприятий программ в полном объеме позволила добиться в 2011 году следующих показателей в сравнении с 2010 годом:

- увеличение удельного веса детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, к общему числу детей, нуждающихся в социальной реабилитации с 54,8% до 58%;

- увеличение удельного веса детей, возвращенных в родную семью или направленных в замещающие семьи из учреждений социального обслуживания семьи и детей, с 74% до 78%.

Повышение уровня государственных гарантий в обеспечении детей-инвалидов всеми видами необходимой социальной помощи и поддержки является одним из приоритетных направлений в работе министерства

В органах социальной поддержки населения на 01.01.2012 года состояло на учете 1837 семей с детьми-инвалидами, детей-инвалидов – 2005 человек.

За 2011 год в территориальных органах социальной поддержки населения оказаны услуги 1994 семьям с детьми-инвалидами.

В республиканских учреждениях социального обслуживания семьи и детей получили услуги 788 семей с детьми-инвалидами, 932 ребенка-инвалида, в том числе в Саяногорском реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями – 697 детей – инвалидов, в доме – интернате «Теремок» – 186 детей-инвалидов, в Черногорском реабилитационно-оздоровительном центре для ветеранов, инвалидов и семей с детьми – 34 ребенка-инвалида, в прочих – 15 детей-инвалидов.

Удельный вес детей-инвалидов, получивших услуги в специализированных учреждениях, от общего числа детей – инвалидов за 2011 год составил 46,5 % (2010 год - 46%).

Удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях, от общего числа семей с детьми – инвалидами, нуждающихся в оказании услуг, в 2011 году составил 43,0 % (2010 год -42,0%).

В 2011 году продолжалась реализация подпрограммы «Дети-инвалиды» республиканской целевой программы «Дети Хакасии», объем финансирования составил 1,97 млн.рублей. В рамках реализации мероприятий программы приобретено реабилитационное, медицинское, бытовое оборудование для специализированных учреждений социального обслуживания семьи и детей, оказана материальная помощь семьям с детьми-инвалидами, проведена Спартакиада для детей с ограниченными возможностями. Продолжалось строительство республиканского дома-интерната для детей-инвалидов «Теремок». Объем финансирования в 2011 году составил 25,6 млн. рублей. Средства направлены на строительство трудовых мастерских, конюшни, облицовку фасада главного корпуса.

В ходе реализации мероприятий региональной программы «Содействие», получившей грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проведена работа по внедрению современных технологий по социальной поддержке семей с детьми-инвалидами в деятельность территориальных управлений социальной поддержки населения и специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. Всего в 2011 году на эти цели направлено 2,2 млн. рублей.

Реализация мероприятий программ в полном объеме позволила добиться в 2011 году улучшения следующих показателей в сравнении с 2010 годом:

- увеличение количества лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, обученных методам реабилитации в домашних условиях и получивших квалифицированные консультационные, психолого-педагогические и медико-социальные услуги в учреждениях социальной защиты населения, с 548 до 600 человек или на 9,5 %;

- увеличение удельного веса детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, от общего числа детей-инвалидов с 46% до 46,5%;

- увеличение удельного веса семей с детьми-инвалидами, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, с 42% до 43%;

- увеличение количества специалистов, оказывающих услуги семьям с детьми-инвалидами, повысивших квалификацию, с 58 до 63 человек или на 8,6 %;

- увеличение количества детей с ограниченными возможностями, приобщившихся к культуре, творчеству и спорту, с 625 человек до 665 человек или на 6,4%.

 Постоянно большое внимание уделяется специалистами органов соцзащиты организации отдыха и оздоровления детей.

Основные направления работы по организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Республике Хакасия в 2011 году были определены с учетом перечней поручений Президента Российской Федерации от 24 ноября 2010 года № 3418 и от 16 мая 2011 года № 1365, комплекса мер, направленных на развитие системы отдыха и оздоровления детей и подростков, разработанного Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Работа по совершенствованию законодательства была направлена на усиление социальной защищенности и обеспечение доступности детского отдыха и оздоровления. В этих целях в 2011 году приняты 8 нормативных правовых актов, в том числе расширяющих категории детей, имеющих право на меры социальной поддержки в сфере отдыха и оздоровления детей.

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации министерством разработана и принята постановлением Правительства Республики Хакасия от 22.11.2011 № 794 региональная программа «Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Республике Хакасия (2012-2014 годы)». Финансовое обеспечение данной программы составляет 470,1 млн. рублей. Целью программы является создание условий для развития системы отдыха и оздоровления детей и подростков в Республике Хакасия. Основные направления данной программы:

- повышение качества услуг, предоставляемых организациями отдыха и оздоровления детей и подростков;

- обеспечение безопасности детей и подростков в период организации отдыха и оздоровления;

- совершенствование кадрового и информационно-методического обеспечения организации отдыха и оздоровления детей;

- обеспечение трудовой занятостью несовершеннолетних в каникулярное время;

- обеспечение отдыха и оздоровления детей и подростков.

В 2011 году сохранены положительные тенденции в сфере отдыха и оздоровления детей, достигнутые в предыдущие годы.

За 2011 год всеми формами отдыха и оздоровления в Республике Хакасия охвачено 56939 детей (2010 год - 56919 детей), что составляет 82,2% от числа детей школьного возраста. В том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оздоровлено 25109 детей, что составляет 44,1% от количества оздоровленных детей.

Всего в 2011 году было открыто 432 лагеря с дневным пребыванием детей, в которых было оздоровлено 34795 детей. В 19 загородных лагерях отдохнуло 11802 ребенка (2010 год - 11708 детей), в том числе за счет средств федерального бюджета - 3725 детей (36,7 млн. руб.), 4199 детей (2010 год – 3845 детей) – за счет средств республиканского бюджета (30,7 млн. руб.). Круглогодично дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, также получали оздоровление на базе социозащитных учреждений. В 2011 году в стационарных учреждениях министерства было оздоровлено 3025 детей (2010 год – 2830 детей), в том числе 738 детей-инвалидов (2010 год - 664 ребенка-инвалида). В санаторно-курортных учреждениях по путевкам, приобретенным министерством, в 2011 году за счет республиканского бюджета оздоровлено 3512 детей (65,5 млн. руб.).

Консолидированный бюджет отдыха и оздоровления детей в 2011 году составил 396,9 млн. руб. (2010 год - 340,5 млн. руб.), в том числе средства федерального бюджета – 86,3 млн. рублей, республиканского – 214,8 млн. руб., местного бюджета - 34,7 млн. рублей, средства предприятий, профсоюзов, родителей – 61,1 млн. рублей.

В рамках подпрограммы «Организация отдыха и оздоровления детей в Республике Хакасия» долгосрочной республиканской целевой программы «Дети Хакасии на 2011-2013 годы» на организацию оздоровительной кампании детей были предусмотрены средства в размере 144,2 млн. рублей. Основным показателем эффективности реализации подпрограммы является количество детей, оздоровленных в организациях отдыха и оздоровления детей. За 2011 год за счет средств республиканского бюджета всего было оздоровлено 42537 детей, что составило 101,0% от планового значения (42100 детей).

 

Задача 1.4. Обеспечение продуктивной занятости и достойных условий труда

В соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в данной сфере эта задача решается путем:

 

1.4.4. Улучшения условий труда, в том числе посредством реализации цели и задачи ведомственной целевой программы «Улучшение условий охраны труда на 2011-2013 годы»

В Республике Хакасия реализация государственной политики в области улучшения условий и охраны труда осуществляется Минтрудом Республики Хакасия во взаимодействии с органами местного самоуправления, работодателями, профсоюзами. Основными, конечными показателями деятельности в области охраны труда являются:

- снижение численности пострадавших на производстве;

- сокращение работников, занятых в неблагоприятных условиях труда.

В целях обеспечения профилактики производственного травматизма и улучшения условий труда в организациях Республики Хакасия Министерством труда и социального развития Республики Хакасия проводилась целенаправленная работа по совершенствованию управления охраной труда в республике. Одним из основных элементов системы управления охраной труда является организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятиях и организациях республики. Анализ проведения аттестации за последние четыре года свидетельствует о существенном увеличении количества организаций, где выполнена эта работа. На конец 2011 года аттестация рабочих мест по условиям труда проведена в 405 организациях на 25,2 тыс. рабочих местах.

В 2011 году осуществлено 86 экспертиз качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. В результате проведения экспертиз своевременно выявляются и устраняются несоответствия проведения аттестации требованиям нормативных правовых актов по охране труда, что способствует более качественной работе организаций по приведению рабочих мест в соответствие с требованиями законодательства в сфере охраны труда. При проведении экспертизы качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда экспертиза условий труда проведена на 4528 рабочих местах для 7866 работающих, из них 744 рабочих места (884 работника) аттестовано с оптимальными и допустимыми условиями труда и соответствуют обеспеченности СИЗ, 3784 рабочих места (6982 работника) аттестовано с вредными и (или) опасными условиями труда.

В целях сокращения уровня производственного травматизма и улучшения условий труда в 2011 году принята ведомственная целевая программа «Улучшение условий и охраны труда в организациях Республики Хакасия на 2011-2013 годы». В рамках программы организован и проведен Республиканский смотр-конкурс на лучшую организацию работ по охране и условиям труда среди организаций всех организационно-правовых форм собственности; проведена аттестация рабочих мест по условиям труда в 5-ти учреждениях социального обслуживания на 119 рабочих местах; обучены по охране труда 13 руководителей и специалистов учреждений Минтруда Республики Хакасия.

Целенаправленная работа по совершенствованию и развитию системы управления охраной труда на республиканском уровне, в городах и районах и на уровне предприятий и организаций положительно сказывается на улучшении условий труда и снижении производственного травматизма.

По предварительным данным Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Республике Хакасия в 2011 году на производстве травмировано 326 человек, в том числе 44 - с тяжелым и 11 - со смертельным исходом. По сравнению с 2010 годом общий уровень производственного травматизма снизился на 7,0 %, количество тяжелых несчастных случаев уменьшилось на 30,2%.

Особое внимание в работе министерства было уделено совершенствованию нормативной правовой базы в сфере социально-трудовых отношений. В течение 2011 года подготовлено 2 закона и 12 постановлений Правительства Республики Хакасия. Проведена экспертиза 23 проектов постановлений Правительства Республики Хакасия, регулирующих условия оплаты труда работников республиканских государственных и муниципальных учреждений, что позволило улучшить условия оплаты труда работников бюджетной сферы республики при переходе на новые отраслевые системы оплаты труда.

Организована работа по проведению экспертизы и уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений. Экспертиза коллективных договоров позволяет выявить и исключить из коллективного договора условия, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством. По состоянию на 01.01.2012 года в республике заключено 534 коллективных договора. Договорами охвачено 27560 человек. Из общего количества коллективных договоров, направленных работодателями в министерство для регистрации, 87% содержали условия, идущие вразрез с нормами Трудового кодекса Российской Федерации.

 

Цель № 4. Формирование условий для социально-экономического роста на долгосрочную перспективу

Достижение стратегической цели предполагает решение 1 задачи:

 

Задача 4.5. Развитие потенциала государственного управления

В соответствии с актуальными проблемами, приоритетными направлениями государственной политики в данной сфере эта задача решается путем:

 

4.5.1. Повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти

Деятельность Министерства труда и социального развития Республики Хакасия в 2011 году осуществлялась на плановой основе, внедрялись механизмы управления по результатам, проводилась дальнейшая работа по предупреждению коррупции в органах соцзащиты, внедрялись механизмы прозрачности и эффективного взаимодействия органов исполнительной власти со структурами гражданского общества.

В 2011 году министерством проводилась большая работа по приведению в соответствие с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 года № 210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административных регламентов по предоставлению государственных услуг. По состоянию на 1 января 2012 года разработано (внесено изменений) 38 проектов административных регламентов предоставления государственных услуг, которые размещены для общественного обсуждения на портале Правительства Республики Хакасия в сети Интернет. Из 38 разработанных проектов регламентов предоставления государственных услуг 18 регламентируют предоставление услуг в электронном виде. В связи с необходимостью повышения качества и доступности предоставления государственных услуг гражданам республики все разрабатываемые административные регламенты проходят независимую экспертизу в общественных организациях и объединениях.

В целях обеспечения большей доступности государственных социальных услуг для населения Министерство труда и социального развития Республики Хакасия активно взаимодействует с многофункциональными центрами. Специалисты МФЦ проходят стажировку в управлениях социальной поддержки населения. По состоянию на 01.01.2012 года Управлениями социальной поддержки населения г. Саяногорска и Таштыпского района передано на исполнение в МФЦ 15 социальных услуг.

В управлении социальной поддержки населения МО г. Абакан начата работа по предоставлению государственных услуг с использованием современной технологии «Единое окно», что позволило сократить время ожидания граждан в очереди, создать им более комфортные условия.

В целях обеспечения большей прозрачности деятельности министерства в состав коллегии Министерства труда и социального развития Республики Хакасия приказом № 124-Д от 13.10.2011 года введен представитель республиканского Совета старейшин хакасского народа, широко используются все средства массовой информации – региональные и муниципальные. В 2011 году работники министерства 67 раз выступили по телевидению, 70 – по радио, размещено 506 информаций в печатных СМИ, на сайтах Правительства Республики Хакасия и министерства.

В рамках реализации Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции» Министерством труда и социального развития Республики Хакасия в 2011 году проведена следующая работа:

- разработаны и размещены на стендах министерства и территориальных управлений социальной поддержки населения Республики Хакасия Памятки и инструкции для посетителей о поведении в ситуациях, представляющих коррупционную опасность;

- на официальном сайте Министерства труда и социального развития Республики Хакасия (сайт- http://mail.mintrudrh.ru/legalinfo/590.html) размещена полная информация об антикоррупционных мероприятиях, в том числе:

а) перечень ситуаций и обстоятельств, обязательных для рассмотрения комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов;

б) план мероприятий по противодействию коррупции в деятельности Министерства труда и социального развития Республики Хакасия на 2010-2011 годы;

в) программа противодействия коррупции в деятельности Министерства труда и социального развития Республики Хакасия.

В Министерстве труда и социального развития Республики Хакасия разработан и утвержден приказ от 20.06.2011 № 91д «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы». Данным приказом устанавливается Порядок проведения антикоррупционной экспертизы актов и проектов актов министерства. За 2011 г. организационно-правовым отделом произведено 38 экспертиз.

В целях осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции на сайте министерства размещаются все проекты нормативных правовых актов. Кроме этого, проекты нормативных правовых актов проходят антикоррупционную экспертизу на стадии согласования с уполномоченными государственными органами Республики Хакасия. Антикоррупционная работа, проводимая министерством, освещается в средствах массовой информации. Так, 3 ноября 2011 года на сайтах Правительства Республики Хакасия и Министерства была размещена статья «Минтруд Хакасии совершенствует систему противодействия коррупции».

В рамках реализации плана по противодействию коррупции в 2011 году проводилась проверка обращений граждан на действия государственных служащих с точки зрения наличия сведений о фактах коррупции, в ходе которой фактов коррупции не установлено.

Любой гражданин Республики Хакасия имеет возможность беспрепятственно сообщать в Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, в его структурные подразделения по почте или на официальный сайт министерства (электронный адрес: http://mintrudrh.ru/question/online.html), на личном приеме министра, его заместителей, руководителей подразделений об имевших место коррупционных проявлениях в работе государственных служащих системы социальной защиты населения. В фойе министерства размещен ящик для обращений граждан о деятельности министерства. За 2011 год ни жалоб, ни предложений в адрес министерства от граждан не поступило. По результатам социологического исследования, проведенного по заказу Государственного правового комитета по Республике Хакасия в декабре 2010 и ноябре 2011 года, и посвященного изучению отношения населения Республики Хакасия к ситуации с коррупцией, социальные учреждения в республике относятся к наименее коррумпированным структурам.

Работа по своевременному и качественному рассмотрению обращений граждан является одним из важнейших направлений деятельности Министерства труда и социального развития Республики Хакасия, целями которого является оказание конкретной помощи гражданам, защита их прав и интересов.

В 2011 году в адрес Министерства поступило 7819 устных и письменных обращений граждан, решено положительно 7129 (91 %). Увеличение общего количества обращений граждан по сравнению с аналогичным периодом прошлого года связано с принятием законов о дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, а также детей, родители которых работают в организациях промышленной сферы. С целью уменьшения обращений граждан проводится разъяснительная работа с населением по вопросам предоставления мер социальной поддержки. Наиболее актуальные вопросы освещаются в средствах массовой информации, на сайтах Министерства и Правительства Республики Хакасия. Руководители и специалисты Министерства, управлений социальной поддержки населения городов и районов республики регулярно проводят встречи с населением по разъяснению положений законодательства о социальной защите граждан. В Министерстве и управлениях размещены информационные стенды, содержащие основные положения законодательства о мерах и порядке получения государственной поддержки населения.

В аппарате Министерства труда и социального развития Республики Хакасия работает 49 госслужащих (в том числе министр). Большое внимание уделяется повышению квалификации кадров. В 2011 году повысили квалификацию 8 человек, расходы составили 214,0 тыс.рублей.

В целях эффективного использования бюджетных средств и иных средств, от приносящей доход деятельности, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещение заказов на поставки товаров, работ и услуг для государственных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». За 2011 год заключено 450 государственных контрактов на общую сумму 261,2 млн. рублей. Экономический эффект за 2011 год от проводимых торгов составил 23,4 млн.рублей (2010 год -19,2 млн.рублей).

 

4.5.4. Повышение доступности и качества предоставляемых населению государственных услуг

 

Повышение доступности и качества предоставляемых государственных услуг в сфере социальной защиты населения осуществляется путем стандартизации, регламентации государственных услуг. В целях оценки качества, предоставляемых государственных услуг, в 2011 году Министерством труда и социального развития Республики Хакасия организован мониторинг удовлетворенности качеством получаемых (предоставляемых) государственных социальных услуг в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг», а также региональными стандартами качества. Стандартами предусмотрено изучение удовлетворенности клиентов оказанием социальных услуг и учет обоснованных жалоб клиентов.

В течение 2011 года во всех республиканских стационарных учреждениях социального обслуживания Республики Хакасия была организована работа по проведению регулярных выборочных социологических опросов с целью изучения удовлетворенности качеством получаемых социальных услуг.

Министерством труда и социального развития Республики Хакасия разработана и направлена во все учреждения анкета «Оценка удовлетворенности качеством получаемых социальных услуг». Проведена работа по обобщению материалов, полученных в ходе анкетирования. Всего в 2011 году анкетированием было охвачено 1179 человек, из них 89,8% удовлетворены полностью качеством предоставления услуг, 5,9% - удовлетворены частично, не удовлетворены – 4,3%.

Среди недостатков отмечены скученность и недостаток обслуживающего персонала в психоневрологических интернатах, необходимость открытия дополнительных киосков, в том числе аптечного в пансионате ветеранов, реабилитационно-оздоровительном центре, высказаны пожелания по повышению комфортности условий проживания. Руководством учреждений разработаны планы и принимаются необходимые меры по устранению данных замечаний.

Также проведен анализ оценки качества надомных социальных услуг, оказанных 1401 клиенту, что составляет около 90% от числа клиентов, находящихся на социальном обслуживании на дому. Большинство клиентов (95 %) удовлетворены качеством предоставляемых социальных услуг. 97% опрошенных считают, что социальные услуги предоставляются своевременно. По мнению опрошенных предоставленные социальные услуги на 99% удовлетворяют их потребности. Мониторингом удовлетворенности качеством предоставляемых органами социальной защиты населения Республики Хакасия государственных социальных услуг было охвачено 6461 человек. Из них 92 % высказали удовлетворенность услугами. Основные замечания, которые были указаны гражданами, связаны с ускорением времени присвоения звания «Ветеран труда», увеличением размера ежегодной денежной выплаты для подготовки детей к школе, увеличением количества путевок на санаторно-курортное лечение.

2. Расходные обязательства и формирование доходов

Объем исполняемых расходных обязательств Министерства труда и социального развития Республики Хакасия в 2011 г. составил 2021566 тыс.рублей, что составляет 94,64 % от плановых бюджетных назначений.

В 2012 году общий объем расходных обязательств составит 2491568 тыс.рублей.

Подробный перечень исполняемых расходных обязательств Министерства представлен в Приложении № 2 к настоящему Докладу.

Объем фактических доходов (платежей в республиканский бюджет) Министерства в 2011 году составил 294243,18 тыс.рублей.

Объем планируемых доходов (платежей в республиканский бюджет) Министерства труда и социального развития Республики Хакасия по оценке в 2012 году составит 813991 тыс.рублей.

Подробный перечень доходов (платежей в республиканский бюджет) Министерства представлен в Приложении № 3 к настоящему Докладу.

3. Бюджетные целевые программы и непрограммная деятельность

Решение целей и задач Министерства труда и социального развития Республики Хакасия обеспечено за счет реализации мероприятий бюджетных целевых программ и непрограммной деятельности. Отдельные направления в области социальной политики, требующие комплексного подхода, межведомственного взаимодействия, решались программно-целевым методом. В 2011 году министерство являлось госзаказчиком 9 республиканских и ведомственных целевых программ, общий объем финансирования которых составил 190,4 млн. рублей, в том числе:

- ДРЦП «Дети Хакасии (2011-2013 годы)»;

- ДРЦП «Профилактика правонарушений, обеспечение безопасности и общественного порядка в Республике Хакасия (2011-2013 годы)»;

- ДРЦП «Комплексные меры по профилактике злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота в Республике Хакасия»;

- ДРЦП«Старшее поколение (2011-2013 годы)»;

- ДРЦП «Доступная среда для инвалидов в Республике Хакасия (2011-2013 годы)»;

- ДРЦП «Повышение роли негосударственных некоммерческих организаций Республики Хакасия в становлении институтов гражданского общества, защите прав граждан, решении социально-культурных и иных общественно значимых задач развития Республики Хакасия (2011-2013 годы)»;

- ДРЦП «Пожарная безопасность Республики Хакасия (2011-2014 годы) (подпрограмма «Пожарная безопасность учреждений с круглосуточным пребыванием людей Республики Хакасия»);

- ВЦП «Улучшение условий охраны труда на 2011-2013 годы»;

- ВЦП «Энергосбережение и повышение энергоэффективности государственных учреждений и управлений социальной поддержки населения, подведомственных Министерству труда и социального развития РХ на 2011-2013 годы».

Реализация федеральных, республиканских, ведомственных целевых программ позволяет решать наиболее острые проблемы социальной сферы, в том числе укреплять материально-техническую базу учреждений социального обслуживания населения Республики Хакасия и обеспечивать безопасность проживания в них.

Характеристика республиканских целевых программ представлена в Приложении № 4.

Характеристика непрограммной деятельности представлена в Приложении № 6.

4. Распределение расходов по целям, задачам и программам

Распределение фактических и планируемых расходов Министерства по целям, задачам и программам осуществлялось на основании приоритетных направлений развития республики.

В 2011 году расходные обязательства в сумме 2021566,0 тыс.рублей распределены по целям и задачам:

 

Стратегическая Цель 1. Повышение уровня и качества жизни населения – 2 021 352,0 тыс. рублей, в том числе 190 461,0 тыс.рублей по целям и задачам программ:

Цель 1.1. Повышение материального уровня жизни населения.

Цель 1.3. Повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения и их развития – 1 830 891,0 тыс. рублей, а также 190 220,0 тыс.рублей по целям и задачам целевых бюджетных программ.

1.3.1. Обеспечение потребностей в социальном обслуживании и социальной поддержке – 1 830 891,0 тыс. рублей, а также 190 220,0 тыс.рублей по целям и задачам целевых бюджетных программ.

Цель 1.4. Обеспечение продуктивной занятости и достойных условий труда – 241 тыс.рублей.

Задача 1.4.4. Улучшения условий труда, в том числе посредством реализации цели и задачи ведомственной целевой программы «Улучшение условий охраны труда на 2011-2013 годы – 241 тыс.рублей.

Стратегическая Цель 4. Формирование условий для социально-экономического роста на долгосрочную перспективу – 214 тыс. рублей:

Цель 4.5. Развитие потенциала государственного управления- 214 тыс. рублей.

Задача 4.5.1 Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти – 214 тыс.рублей

 

5. Результативность бюджетных расходов

Оценка результативности бюджетных расходов осуществляется исходя из степени достижения стратегической цели, целей, задач и запланированных показателей. Индекс эффективности бюджетных расходов Министерства в 2011 году составил 94,64 %. Результативность бюджетных расходов, направляемых на достижение целей и задач демонстрируется динамикой количественных и качественных показателей (приложение 8).

Для повышения результативности бюджетных расходов и качества управления бюджетными расходами министерство планирует в 2012-2014 гг. реализовать комплекс мер по следующим направлениям:

1. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере труда и социальной защиты граждан, в том числе:

 - продолжение работы по приведению в соответствие с федеральным законодательством региональной нормативной правовой базы;

- разработка и внедрение административных регламентов предоставления государственных услуг и выполнения государственных функций;

- развитие нормативной базы в части совершенствования механизма предоставления мер социальной поддержки, в том числе посредством внедрения современных технологий.

2. Обеспечение государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан путем:

- проведения правовой экспертизы коллективных договоров между работниками и работодателями ;

-повышения эффективности взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, профсоюзов и объединений работодателей в части предупреждения нарушений трудовых прав граждан;

 - повышения правовой грамотности работодателей и работников через проведение обучающих семинаров, «круглых столов», освещение в средствах массовой информации, сайте министерства и портале Правительства Республики Хакасия;

-участия в работе комиссий при рассмотрении трудовых споров в качестве трудовых арбитров и экспертов;

- проведения правовой экспертизы принимаемых нормативно-правовых актов органов исполнительной власти в части оплаты труда работников республиканских и муниципальных бюджетных учреждений;

- совершенствования системы государственного управления охраной труда, в том числе повышения роли администраций муниципальных образований в действующей системе управления охраной труда;

- расширения масштабов проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

3. Содействие развитию социального партнерства путем:

 - повышения контроля за реализацией Республиканского трехстороннего соглашения между Правительством Республики Хакасия, Федерацией профсоюзов Республики Хакасия и Объединениями работодателей на 2010 – 2012 годы;

- координации деятельности территориальных трехсторонних комиссий между администрациями муниципальных образований, профсоюзами и работодателями;

- содействия в разрешении коллективных трудовых споров и формирования института досудебного разрешения коллективных трудовых споров;

- оказания консультативной и правовой помощи работникам, работодателям и муниципальным образованиям по вопросам регулирования трудовых отношений.

4. Предоставление в полном объеме мер социальной поддержки в рамках действующего законодательства.

5. Осуществление перехода на второй этап монетизации мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

6. Обеспечение адресности в предоставлении социальных выплат и субсидий.

7. Продолжение работы по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с действующим законодательством.

8. Укрепление системы социальной защиты семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации посредством:

- предупреждения семейного неблагополучия через развитие технологий раннего выявления и учета семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- усиления индивидуальной работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, через разработку и реализацию индивидуальных программ реабилитации, использование современных методов работы;

- взаимодействия с другими субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- внедрения в деятельность реабилитационно-оздоровительных учреждений современных реабилитационных технологий, развития участковой службы сопровождения детей-инвалидов;

- содействия в преодолении изолированности семей, интеграции детей-инвалидов в общество;

- расширения оказания психологической помощи семьям и детям с использованием республиканской службы «Единый социальный телефон».

9. Развитие сети учреждений социального обслуживания населения, в том числе для граждан старшего поколения и инвалидов, укрепление их материальной базы, создание комфортных и безопасных условий проживания, внедрение современных технологий социального обслуживания.

10. Совершенствование нестационарных форм социального обслуживания, в том числе для граждан старшего поколения, инвалидов, лиц, вышедших из мест лишения свободы, лиц без определенного места жительства, организация мобильных социальных бригад.

11. Организация работы по социальной поддержке, реабилитации и интеграции инвалидов.

12. Координация деятельности министерств и ведомств, органов местного самоуправления по организации детской оздоровительной кампании в республике, обеспечение отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

13. Организация работы по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан.

14. Обеспечение реализации федеральных (в части переданных полномочий), республиканских, ведомственных целевых программ. Привлечение финансовых средств за счет участия в конкурсах и благотворительных акциях на региональном и федеральном уровнях.

16. Развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере социальной защиты населения, в том числе:

- продолжение комплексного оснащения управлений и учреждений социальной защиты населения республики единой информационной системой в целях роста производительности труда и повышения качества оказываемых услуг за счет формирования единой базы данных;

- продолжение создания единой защищенной сети в целях обеспечения конфиденциального межведомственного документооборота с использованием процедур шифрования и электронно-цифровой подписи в ходе информационного взаимодействия при предоставлении государственных услуг;

- внедрение прогрессивных форм и методов обработки отраслевой информации, участие в формировании единой информационной системы республики;

- повышение квалификации сотрудников социальной защиты населения в сфере информационных технологий.

17. Реализация административной реформы:

- продолжение работы по переходу предоставления государственных услуг в электронном виде;

- дальнейшая регламентация и стандартизация предоставления государственных социальных услуг, обеспечение их доступности;

- продолжение сотрудничества с многофункциональными центрами по предоставлению государственных социальных услуг;

- обеспечение информационной открытости деятельности органов социальной защиты населения;

-совершенствование взаимодействия органов социальной защиты населения Республики Хакасия со структурами гражданского общества;

-внедрение системы мониторинга качества предоставления государственных услуг и информационной открытости;

- развитие кадрового потенциала;

 -осуществление контроля за деятельностью территориальных управлений социальной поддержки населения и государственных учреждений в области кадровой политики;

- осуществление антикоррупционных мероприятий;

- улучшение межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, УСПН, учреждений социальной защиты населения и иных организаций за счет создания единого информационного пространства и внедрения комплексных информационных систем.

18. Повышение эффективности управления системой социальной защиты населения посредством повышения качества и объективности планирования, в том числе на основе применения нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг, исполнения государственных заданий бюджетными и автономными учреждениями, внедрения программно-целевых принципов планирования, развития системы мониторинга качества финансового менеджмента в сфере социальной защиты населения, организации работы по оценке эффективности и результативности деятельности учреждений и органов социальной защиты населения.

 

Министр труда и социального развития

Республики Хакасия Н.Н. Карамашева

 

Приложения

Дата создания: 13.04.2012 Дата обновления: 13.04.2012