О деятельности республиканской службы психологической помощи «Единый социальный телефон» в 2020 году
В Республике Хакасия с апреля 2010 года работает республиканская служба психологической помощи «Единый социальный телефон». С сентября 2010 года служба подключена к единому общероссийскому номеру детского телефона доверия 8-800-2000-122.
Детский телефон доверия - бесплатная анонимная служба экстренной психологической помощи детям и родителям по телефону. Она играет важную роль в решении задач по выявлению и профилактике детского неблагополучия, нарушений прав детей, жестокого обращения с ними.
Цель такой помощи - способствовать профилактике семейного неблагополучия, стрессовых и суицидальных настроений детей и подростков, защите прав детей и укреплению семьи, снижения психологического дискомфорта.
Сегодня Телефонам доверия для детей и подростков отведена особая роль. Эти службы способствуют выявлению неблагополучия ребенка и, поэтому, позволяют вовремя принять меры для ликвидации неблагоприятных последствий – от конфликтов в семье или школе до попыток побегов из дома и самоубийства. Детский Телефон доверия – действенное звено профилактики социального сиротства.
Телефон доверия является одним из каналов, по которому ребенок может заявить о нарушении своих прав, независимо от родителей и взрослых. Психологическая помощь ребенку в сложной жизненной ситуации особенно важна, когда у него потерян контакт с родителями и сверстниками. Также, когда речь идет о семейном кризисе, Телефон доверия выступает посредником при разрешении конфликтов и дает возможность всем членам семьи в сложный период выйти из кризиса, не причинив вреда ребенку.
Проблематика работы с детско-подростковыми обращениями имеет определенную специфику, поскольку дети гораздо более беззащитны и зависимы от окружающей действительности, чем взрослые, их обращения в сложной ситуации более остры и могут иметь более тяжелые последствия. Работа с детьми отличается от работы со взрослыми.
Республиканская служба психологической помощи «Единый социальный телефон» соблюдает в своей деятельности ряд принципов, которые позволяют организовать эффективную и доступную помощь детям и подросткам:
- Уважение к ребенку. Во время разговора с ребенком недопустимо применение давления, мнение ребенка должно быть внимательно выслушано. Недопустимо заставлять ребенка действовать против его воли.
- Доступность. Экстренная психологическая помощь по телефону должна быть доступной в удобное для ребенка время и работать бесперебойно в соответствии с четко заявленным графиком работы. Служба работает круглосуточно. Все дети должны иметь возможность воспользоваться телефоном, а также получить доступную им информацию о деятельности Телефона доверия.
- Бесплатность. Служба не может получать экономической выгоды в процессе работы и все звонки на Телефон доверия от детей и подростков должны быть бесплатны независимо от места положения звонящего.
- Конфиденциальность. Служба гарантирует звонящему анонимность. Информация о факте звонка, как и само содержание разговора сохраняются в тайне.
Сегодня любой житель Хакасии имеет возможность обратиться в службу круглосуточно, анонимно и абсолютно бесплатно. Тематика обращений граждан в республиканскую службу психологической помощи «Единый социальный телефон» самая разнообразная – от вопросов семейной психологии, отношений со сверстниками до консультаций по юридическим и иным проблемам.
Необходимость оказания психологической помощи по телефону подтверждают данные статистики: количество звонков за 2020 год - 15082, удельный вес обращений детей и подростков — 49,8 %.
За данный период работы службы 54,1 % обращений поступило от женщин, 45,9 % - от мужчин; 29,6 % - от работающих граждан, 8,7% - от неработающих и пенсионеров; 73% - звонки психологической направленности , 11% - информационные запросы.
По вопросам жестокого обращения с ребенком в 2020 году поступило 12 звонков , из них 4 звонка - от детей, 8 - от иных лиц, обратившихся по поводу жесткого обращения с ребенком. Звонки, поступившие от детей, посвящены вопросам жестокого обращения в подростковой среде и в семье. В работе консультанты службы используют Алгоритм действий телефонного консультанта при сообщении о жестоком обращении с ребенком, разработанный Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, согласно которому консультант, в случае получения согласия звонящего на вмешательство в ситуацию, должен передать информацию в органы опеки и попечительства и КДН, в случае несогласия - представить звонящему информацию об органах и учреждениях, в которых он может получить помощь.
С июня 2013 года, с целью расширения перечня услуг, начала работать функция переключения звонка. Если, в процессе консультации, становится ясно, что обратившемуся необходима помощь узкого специалиста (врача-нарколога или специалиста отдела опеки), то сейчас звонок переключают непосредственно на этого специалиста.
За 2020 год данной функцией воспользовались более 314 жителей республики.
Звонок, по-прежнему, анонимный и бесплатный.
Благодаря данной функции сейчас, к примеру, ребенок из любого уголка Хакасии, находящийся в ситуации жестокого обращения, может поговорить со специалистом органов опеки так, что никто не узнает об этом.
Точно так же анонимно и бесплатно могут получить консультацию специалиста и люди с наркологическими расстройствами, а так же члены их семей. Позвонив на номер 88002003902 абоненты конфиденциально могут узнать о новых методах лечения, особенностях поведения зависимого человека.
Кроме этого можно получить консультацию специалистов ГКУ РХ «Управление социальной поддержки г. Абакана», Пенсионного фонда, Министерства науки и образования РХ.
Таким образом, услуги психологической помощи по телефону остаются востребованными у населения Республики Хакасия. Республиканская служба психологической помощи «Единый социальный телефон» избавляет от ощущения недоступности психологической помощи жителей отдаленных населенных пунктов, в том числе и детей, позволяет снизить суицидальные настроения у несовершеннолетних, уровень агрессии у людей, формирует психологическую культуру у населения, укрепляет психическое здоровье.
Еще раз напоминаем телефоны службы:
215-002 - по городу Абакану;
8-800-200-3902 - по РХ;
8-800-2000-122 - общероссийский номер.
Дата создания: 15.03.2021 Дата обновления: 15.03.2021